Логин: Пароль: Запомнить меня Забыли пароль?
Регистрация

ГЛОНАСС: деньги улетели в космос

14 апреля 2012 -
Новость : ГЛОНАСС: деньги улетели в космос

Реализация госпрограммы ГЛОНАСС оказалась эффективной лишь на треть, притом что деньги на нее выделялись вовремя и в полном объеме, выяснила Счетная палата. Эксперты уверяют, что спускать всех собак на бывшего главу Роскосмоса не стоит, проблема в отрасли носит системный характер, нельзя исключать коррупцию.

По поручению президента России Дмитрия Медведева Счетная палата под председательством Сергея Степашина провела проверку использования финансовых ресурсов на решение задач федеральной целевой программы ГЛОНАСС. Результаты проверки оказались печальными. Деньги на реализацию программы ГЛОНАСС выделялись вовремя и в полном объеме, однако выполнена была лишь треть поставленных задач, делает вывод Счетная палата. «Проверка показала, что, несмотря на своевременное и полное финансирование из федерального бюджета расходов по программе, к 2011 году требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации выполнения программы», – говорится в сообщении, опубликованном в четверг на сайте Счетной палаты РФ.

Так, на реализацию программных мероприятий в 2002–2010 годах в рамках ФЦП ГЛОНАСС было выделено 98,7 млрд рублей из федерального бюджета, что соответствует 101,2% предусмотренных программой объемов. Из внебюджетных источников было привлечено еще 3,3 млрд рублей, или 20,6% от запланированного общего объема, говорится в сообщении Счетной палаты.

Объемы финансирования программы ГЛОНАСС выросли по сравнению с первоначальными почти в шесть раз. Изменения в программу вносились три раза: в 2006, 2008 и 2010 годах. Проверка установила, что рост объемов финансирования расходов «во многом обусловлен затратным механизмом формирования цены на космические аппараты и средства их выведения», указывает Счетная палата.

Проверка Счетной палаты показала, что программа оснащения воздушного транспорта навигационной аппаратурой ГЛОНАСС выполнена лишь на треть, а коммерческому продвижению системы ГЛОНАСС уделяется низкое внимание. «Уровень оснащения объектов транспортной инфраструктуры корпоративных пользователей средствами спутниковой навигации в рамках государственного сегмента на воздушном транспорте при плане 75% составил 22,6%. Недостаточное внимание уделяется вопросам коммерческого использования системы ГЛОНАСС», – говорится в сообщении Счетной палаты.

Недавно место главы Роскосмоса освободил Анатолий Перминов. Его уволили указом президента в связи с уходом на пенсию. Распоряжением премьера Владимира Путина кресло Перминова занял Владимир Поповкин. При этом некоторые связывали уход Перминова с неудачами в работе ведомства.

Напомним, что в декабре прошлого года из-за ошибки при заправке топливом разгонного блока были потеряны три навигационных спутника системы ГЛОНАСС. В феврале этого года из-за неправильной работы разгонного блока был утерян военный геодезический спутник «Гео-ИК 2». Впрочем, источник газеты ВЗГЛЯД, знакомый с ситуацией, уверяет, что самый простой способ – обвинить руководство во всех проблемах, тем более когда оно сменилось.

По его словам, «в эту яму отрасль загнал не конкретный товарищ Перминов и даже не Сергей Борисович Иванов (вице-премьер РФ – прим. ВЗГЛЯД)», проблема носит системный характер.

«У нас плохое состояние предприятий ОПК, в космической, ракетной и авиационной отраслях, а в такие глобальные проекты, как ГЛОНАСС, вовлечено огромное число предприятий. У нас кадровая проблема: социальная значимость инженерных профессий упала фактически до нуля. И президент наконец об этом заговорил. Где нам взять новых менеджеров? У этих менеджеров уже 20 лет не было реальных задач. ГЛОНАСС или «Булава» – это первые большие задачи»,  – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

По его словам, все эти проблемы возникли не сейчас, а формировались в течение последних 20 лет, когда в отрасли шел отток людей, когда ничего не вкладывалось. «Чего же вы хотите? Неудивительно, что вот так эти задачи и решаем – с издержками, с проблемами. Но другого-то пути нет. Надо все эти системные проблемы решать. Альтернативы нет», – говорит собеседник.

По его словам, проект ГЛОНАСС по масштабу можно сравнить лишь с проектами создания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» и первого с советских времен гражданского лайнера Sukhoi SuperJet 100.

Напомним, что реализация этих проектов также не была гладкой. Первый самолет Sukhoi SuperJet 100 только в этом году был передан первой авиакомпании для коммерческого использования, тогда как изначально это должно было состояться еще в 2008 году. Создание «Булавы» началось в 1998 году, и уже в 2006–2007 годах ее планировали принять на вооружение. Однако из-за неудачных испытательных запусков ракеты принятие на вооружение было отложено на неопределенный срок. Из 14 запусков только половина была признана успешными.

«С горем пополам создана орбитальная группировка, у нас сейчас 23 спутника ГЛОНАСС, точность их растет, но в части коммерческого внедрения – самые колоссальные проблемы, потому что этому уделялось крайне мало внимания, начали что-то делать в этом направлении только в последний год. Здесь самое начало пути», – говорит собеседник.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов не исключает коррупции и воровства при реализации программы ГЛОНАСС. «Эффективность не может быть на треть, проект либо эффективен, либо нет. Это говорит о том, что система не работает, значит, деньги были использованы не по назначению», – считает Кабанов.

По его мнению, «любые глобальные проекты по своей сути являются коррупционогенными, потому что они закрытые и контролируются лишь на уровне высшего руководства». При этом никакой ответственности за это в России нет, добавляет он. «Чиновники заточены не на решение поставленных задач, а на решение личных задач – распиливание бюджета», – считает Кабанов.

Напомним, что российская система ГЛОНАСС начала развиваться еще в 80-х годах. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту Советским Союзом в октябре 1982 года. К декабрю 1995 года на орбите уже было 24 спутника ГЛОНАСС. Однако из-за недостатка финансирования к 2001 году число российских спутников на орбите сократилось до шести.

Далее начался второй этап – восстановление потерянных позиций. В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», по которой планировалось полностью покрыть территорию России к началу 2008 года. В итоге к 2008 году число спутников на орбите было доведено до 18, а к марту 2010 года – до 21.

К концу 2011 года премьер Владимир Путин потребовал увеличить число спутников на орбите с нынешних 23 до 29–30 аппаратов, чтобы обеспечить глобальную круглосуточную работу с резервированием.

Российское правительство стремится сделать из ГЛОНАСС полноценного конкурента американской системы GPS на массовом рынке. Только за последнее десятилетие Россия потратила на развитие этой системы более 2 млрд долларов.

Ольга Самофалова
Источник:  vz.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!