Логин: Пароль: Запомнить меня Забыли пароль?
Регистрация

ГЛОНАСС, который не для нас

14 апреля 2012 -
Новость : ГЛОНАСС, который не для нас

Вице-премьер страны Сергей Иванов заявил на днях о повышении пошлин на ввоз в Россию GPS-навигаторов с нуля до 25%. Таким образом правительство предполагает обратить взоры означенного выше контингента в сторону российского аналога GPS системы ГЛОНАСС и стимулировать продажи отечественных приемников, которых пока днем с огнем не найдешь. Очередное постановление из серии «А не будут брать отключим газ» вызвало неоднозначные отклики в среде потенциальных покупателей.

С тем, что стране нужна собственная глобальная навигационная спутниковая система (именно так и расшифровывается аббревиатура ГЛОНАСС), никто не спорит. Хотя бы из соображений безопасности. Потому что случись какой конфликт с властелином мира, и Америка в любой момент сможет перекрыть нам навигационный «кислород» (как они это делали, скажем, в Югославии или Ираке) GPS-то, понятно, работает исключительно на американских спутниках. Да и против поддержания отечественного производителя тоже вроде возражать глупо. Проблема в другом в способе, которым этого самого производителя в очередной раз собираются поддерживать.

- Собственно, схема практически один в один повторяет ситуацию с ввозом иномарок в страну, объяснил «МП» ведущий эксперт Бюро аналитической экономики Сергей Чулков. Взвинтить пошлины, сделать хорошие машины практически недоступными для населения и заставить тем самым его покупать четырехколесное «чудо» отечественного автопрома (никоим образом это чудо не модернизируя и не приближая к мировым аналогам даже на йоту) это по-нашему, по-советски! Причем в случае с приемниками ГЛОНАСС ситуация еще более абсурдная, так как, в отличие от «Жигулей», большинство населения этих приемников еще и в глаза даже не видели.

Не увидели, если честно, и мы. В наземных магазинах по продаже всевозможной электроники продавцы на вопрос о наличии ГЛОНАСС-приемников лишь пожимали плечами и задавали вполне резонный вопрос: «А зачем?» Что касается немногих интернет-магазинов, то в них чудо отечественной навигационной промышленности продавалось по отнюдь не демократичной (раз уж речь об отечественной разработке) цене от 17000 до... 29500 рублей (для сравнения: средняя цена на GPS-приемник плавает в районе 10 тысяч рублей)!

При этом чудо являло собой отнюдь не чистый ГЛОНАСС-приемник, а систему, принимающую сигналы как от американских, так и от русских спутников, и продавалось исключительно в автомобильной модификации. Ни наручного, ни велосипедного, ни мотоциклетного, ни какого бы то ни было другого варианта нам обнаружить так и не удалось.

Да и с обнаруженным прибором тоже оказалось не все благополучно. По нашей просьбе характеристики девайса прокомментировал автопутешественник со стажем Ларион Лушников:

- Если честно, то хочется материться... изрек после 7-минутного изучения новинки матерый турист. Ну вот скажи, на фига мне слушать музыку, просматривать фотографии, смотреть фильмы и играть в игрушки на навигаторе? Да еще и на автомобильном! Это как? Одной рукой машину вести, другой в карты резаться с железякой? Если речь о стоянке идет, то у меня для этого есть ноут или мобильник, а в путешествии у любого автомобилиста есть фотоаппарат, да и mp3-магнитола вещь не самая редкая сейчас в машине. Идем дальше: «с помощью USB-хоста вы сможете подключить к навигатору дополнительную клавиатуру или внешний жесткий диск» а это, пардон, зачем? Я за эти деньги лучше куплю ноутбук нормальный. Что касается чисто навигаторских функций, то они абсолютно стандартные. Вот смотри для сравнения модель GPS-приемника с теми же функциями и таким же 7-дюймовым экраном (эксперт тыкает в страницу интернет-магазина с буржуинской альтернативой): встроенный аккумулятор есть (у нашего своей батареи нет, поэтому он должен быть постоянно включен в сеть через обычную розетку или специальный переходник от прикуривателя), карта памяти на 1 Гб, а не на 512 Мб (к сведению: атлас автодорог России потянет где-то мегабайт на 700). Уже даже с креплением и внешней антенной в подарок идет и стоит в три раза дешевле. Жалко, масса не указана, но, подозреваю, что в два раза легче как минимум наши полкило для навигатора, это все-таки многовато. Короче, еще один «Жигуль» на нашу голову. И ведь что обидно: задумка вроде бы хорошая, а исполнение... Я более чем уверен: если бы цена, качество и возможности приемников ГЛОНАСС и охват самой системы были бы сопоставимы с GPS, процентов 70 людей раскупили бы их в один момент. Патриотизм у нас все еще преобладает. Причем если бы я находился в ситуации выбора между тем и тем, то сам бы выбрал ГЛОНАСС. А пока, уж извините, буду пользоваться более рациональным и проверенным GPS-прибором. Но вообще-то я считаю, что пусть они этой штукой гостранспорт оборудуют хоть до посинения. Но частников, блин, зачем трогать и насильно что-то навязывать?

С последним высказыванием согласился и экономист:

- Государство действительно могло бы поддержать ГЛОНАСС госзакупками и внедрением во всякие госструктуры, но у покупателя-частника должен быть выбор, какой навигационный приемник использовать, а на рынке должна быть здоровая конкуренция, а не ее удушение всеми возможными способами, сообщил Сергей Чулков. Вообще, нынешняя инициатива правительства очень сильно повредит легальным продавцам GPS-устройств, зато будет на руку «серым». Кроме того, с повышением пошлин на GPS-приемники скорее всего вырастут цены не только на них и содержащие GPS-модули КПК и мобильные телефоны, но и на отечественные автомобили, которые будут комплектоваться новой системой, и скорее всего на сами ГЛОНАСС-приборы. Просто по аналогии с ценами на отечественный бензин и «Жигули», стоимость которых почему-то взметнулась сразу же после поднятия таможенных пошлин на иномарки.

Что касается продавцов, то они пока тоже не сильно бегут затовариваться отечественными навигаторами.

- Я вообще не понимаю, с чего вдруг такая мощная реклама пошла, поделился с «МП» Игорь Мостовой, менеджер по продажам одного из специализированных интернет-магазинов. Причем кричат на всех перекрестках: суперноу-хау, единственная в мире система, аналогов нет, новейшая разработка. А с какого перепуга она новейшая, если еще лет шесть назад мы, например, продавали такие же объединенные GPS ГЛОНАСС приемники, только, помнится, назывались они как-то по-другому (потом, кстати, перестали продавать не брал никто)? В чем новизна-то? В том, что кому-то в очередной раз захотелось денег попилить? Так это уже и не оригинально. Что касается перспектив нынешнего детища российского приборостроения (кстати, почему российского, если все детали там вроде импортные, да и собирают его, говорят, в Корее?), то не думаю, что их будут со страшной силой раскупать. Во-первых, цена дико завышена; во-вторых, система спутников еще не отлажена, то есть надежность под сомнением; в-третьих, карт нормальных для него нет. Вернее, российские карты есть, а из зарубежных только Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Армения, Прибалтика и Польша. При этом карты, подходящие для GPS-приемников, в ГЛОНАСС залить невозможно. А возможности поставить другую навигационную программу, чтобы работала с другими форматами карт, тоже нет. Да и других косяков пока хватает. Блин, ну, неужели так сложно принимать принудительные меры, когда уже отлажена вся цепочка от сети спутников до программного обеспечения, а не ДО всего этого? Я не против таких мер и поддержки отечественной системы... Но только не тогда, когда она и в подметки конкурентам не годится и возможностей у нее меньше, чем у аналогов, от которых меня почему-то ограждают!

Так или иначе, но простых потребителей, как всегда, в этой стране никто не спрашивает. Зато делается все возможное, чтобы впарить как можно большему числу пользователей заведомо неконкурентоспособное нечто. Оно и понятно. По разным оценкам, в стране сейчас GPS-навигаторами пользуются около 2 миллионов владельцев, прибавьте к ним обладателей КПК и мобильников со встроенным GPS, а теперь посчитай

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!