Логин: Пароль: Запомнить меня Забыли пароль?
Регистрация

Как работает ГЛОНАСС

14 апреля 2012 -
Новость : Как работает ГЛОНАСС

Практически полный аналог американской системы GPS – одной из систем глобального позиционирования. Призвана обеспечить возможность определения координат подвижных и неподвижных объектов на поверхности Земли. Задуманная первоначально в военных целях, система может быть использована и в гражданских целях для определения координат объектов во всем мире.

Немного истории:

Создание системы началось в 1982 году, впрочем, ранее с 1976 года началось планирование глобальной навигационной системы «Ураган», которую впоследствии и «конвертировали» в ГЛОНАСС. В 1982 году был запущен первый спутник «Космос 1413». К 1995 году было завершено формирование группировки из 24 спутников.

В конце 90-х годов система пришла в упадок в связи с прекращением ее финансирования государством. Между тем, на поддержание системы требовалось не менее млн. ежегодно, а также запуск 5 8 спутников в год, т.к. гарантийный ресурс спутников, входящих в систему, составлял 3 года. В итоге к лету 2001 года на орбите осталось только 6 спутников, соответственно, время определения координат по ГЛОНАСС выросло до 1-2 часов, а точность упала до километра, что сделало систему полностью лишенной смысла.

С 2001 года система восстанавливается. Бюджет программы восстановления 27 млрд/ рублей. Куратором выступил первый вице-премьер Сергей Иванов. Утвержденный в марте 2008 года срок ввода системы в эксплуатацию на территории России конец 2008 года. По прежним планам на территории РФ системой можно было начать пользоваться к 31 декабря 2007 года.

В апреле 2008 года стало известно об очередной задержке теперь сообщается, что система заработает в глобальном масштабе в 2010 году, в частности, глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов пообещал, что «в 2010 году ГЛОНАСС заработает в глобальном масштабе и будет работать с высочайшей надежностью и эффективностью»

Как это работает:

Определение координат объекта на земле осуществляется за счет получения абонентским приемником (то, что принято называть навигатор) данных от нескольких спутников, входящих в спутниковую группировку и последующего вычисления приемником координат на основе полученных данных.

Спутники системы размещены на трех орбитах, в полностью развернутой системе должно быть по 8 активных спутников на каждой орбите. Орбиты спутников круговые, высота 19100, угол наклонения 64 градуса, период обращения каждого КА примерно 11 часов 15 минут.

Сигналы со спутников передаются в непрерывном режиме, без запроса, а, следовательно, их прием доступен любому пользователю, имеющему приемник. Передаются два набора сигналов так называемые, «гражданский» сигнал, а также «военный», закрытый специальным кодом. Это сделано для того что бы было возможно мгновенно отключить гражданских пользователей. Аналогичная система работает и в американской системе GPS.

Точность определения:

До сих пор не удается повысить точность работы системы. «Погрешность в определении координат космическими аппаратами ГЛОНАСС сегодня составляет порядка 10 м. В ближайшем будущем (в 2010 году) будет обеспечена точность до 5 м»,— заявил в начале марта заместитель гендиректора РНИИ КП Григорий Ступак.

Надо заметить, что точность аналогичной американской системы GPS составляет 2 м. Еще 12 марта 2007 года Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил: «Для того чтобы потребители выбрали ГЛОНАСС, система должна работать безупречно, лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству». Видимо, создателям ГЛОНАСС выполнить это указание не удалось. Во всяком случае, чуть позже выступая в Совете федерации, Сергей Иванов сообщил: «Мы никогда не говорили, что ГЛОНАСС будет лучше GPS. Мы не ставили такую задачу. Мы ставили задачу создать такую систему, которая по основным параметрам будет отвечать параметрам GPS.»

Затраты:

Затраты на разработку системы ГЛОНАСС, даже при широком использовании ее в мирной жизни, никогда не окупятся. Массовое приобретение коммерческих приемников ни в коем случае не покроет затрат. Главная ее задача — обеспечить обороноспособность страны и независимость от американской системы GPS.

В 2006 году ФЦП «Глонасс» была профинансирована из федерального бюджета на 4.72 млрд. рублей, в 2007 году на 9.88 млрд. рублей, в 2008 году было выделено на систему 10.28 млрд. рублей, в 2009 планируется 10.7 млрд. рублей, а в 2010 году 6.28 млрд. рублей.

Давайте все же, постараемся, понять, успешный данный проект или нет? Да, с учетом времени прошедшим с начала развития проекта – можно сказать, что он затянут до бесконечности, однако не стоит забывать, какое финансовое положение было в стране. Касаемо дней сегодняшних проект развивается в части космоса – совершенно нормально, хотя и некоторыми задержками. Оставляет желать лучшего наземная, пользовательская реализация. Самостоятельно изготовить нормальный ГЛОНАСС приемник, к сожалению, не может ни один завод, а выполненные на иностранных комплектующих приемники GPS-ГЛОНАСС – пользователи брать не хотят в основном из-за отсутствия необходимости брать приемник сдвоенный. Точность то выше у GPS.

Для примера хочется привести пример такого приемника GPS-ГЛОНАСС Glospace SGK 70

Во-первых, у устройства нет заявленной в технических характеристиках внутренней антенны. Прием сигналов – как спутников ГЛОНАСС, так и спутников GPS – возможен только при подключенной внешней антенне. Судя по всему дело в том, что размер антенны для ГЛОНАСС не позволяет установить ее в стандартное место для GPS-антенны, ведь при схожем частотном диапазоне GPS и ГЛОНАСС антенны для последней примерно втрое (!) больше. Собран корпус не очень надежно: поскрипывает при сжатии, видны щели. Материал корпуса – черный матовый пластик, вставки из другого материала отсутствуют. При работе задняя часть корпуса ощутимо нагревается, что неудивительно, учитывая хороший аппетит устройства – оно потребляет ток 500 мА при напряжении питания 12 В. Для тех, кто далек от техники, скажу – это очень много для такого рода устройств. Однако никаких вентиляционных отверстий, за исключением сетки на динамиках, не предусмотрено. На хорошо разогретой солнцем передней панели, да еще в отечественной машине без кондиционера навигатору придется туго. Стоит отметить и отсутствие встроенной батареи, что просто удивляет. Оставленный включенным – навигатор высосет питание автомобильного аккумулятора за пару суток. Экран 7 дюймов – это 175 миллиметров по диагонали, или 155х87 мм по сторонам. С одной стороны это достаточно много, с другой – обольщаться не стоит: разрешение 480х234 точки для такого экрана невероятно мало. Это не очень заметно, когда на экране навигационная карта, но если запустить фильм – это сразу бросается в глаза. Понятно, что при таком разрешении ни о каких полноразмерных JPEG «только что с камеры» и речи нет: нормально просматриваются только небольшие изображения. В комплекте с устройством идет навигационная программа «Автоспутник» c картами «Tele Atlas Россия» и «Мегаполис Россия», а также с картой Украины от НАТЕК. Охват по России стандартный для карт Tele Atlas (основные дороги, Москва и Питер, подмосковные города, некоторые крупные города), Украина охвачена хуже есть лишь город Киев и основные дороги, даже улиц Харькова нет. Описанный навигатор Glospace, несмотря на то, что он вполне может выполнять основные функции и даже обладает некоторыми дополнительными, стоит искать и покупать лишь в одном случае – если вы фанат всего, что придумано в СССР.

Однако, развитие системы на земле поддерживается с подачи государства и, кажется, методом кнута и пряника. Так компании, работающие на строительстве олимпийских объектов в Сочи, внедрили у себя спутниковую навигационную систему слежения ГЛОНАСС, заявил на пресс-конференции руководитель проекта ГЛОНАС

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!