Логин: Пароль: Запомнить меня Забыли пароль?
Регистрация

ГЛОНАССу не помогут даже пошлины

14 апреля 2012 -
Новость : ГЛОНАССу не помогут даже пошлины

Российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС, несмотря на все усилия правительства, развивается крайне медленно. Россияне по-прежнему предпочитают ей «старый добрый GPS». В ответ правительство планирует провести ряд заградительных мер: звучали мнения о необходимости внесения запрета на ввоз автомобилей из-за рубежа, не оборудованных системой ГЛОНАСС, о необходимости поднятия пошлин на устройства с GPS, ввозимые в страну. Ряд экспертов, однако, сомневаются в эффективности этих мер: на ГЛОНАСС россияне всё равно не перейдут, а рынок GPS-устройств будет окончательно загублен. Примерно такой же позиции придерживается и Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС-GPS навигации, бывший глава представительства E-ten , компании-производителя телефонов с поддержкой навигации, автор статьей и ряда докладов, в том числе выступления на состоявшемся три недели назад круглом столе в Совете Федерации по поводу использования ГЛОНАСС в экономике. В интервью «Частному корреспонденту» эксперт поделился собственными мыслями по поводу будущего ГЛОНАСС.

Можно ли считать планы правительства по внедрению ГЛОНАСС выполняющимися?

- В СМИ принято говорить лишь о частных задачах, которые, по сути, являются отдельными шагами внедрения ГЛОНАСС в экономическую инфраструктуру России. Сплошь и рядом можно наблюдать, что говорят о том, сколько и как запустили спутников, про приёмники, всё чаще и чаще звучат слова про потребительское оборудование. Но очень редко планы внедрения озвучиваются в комплексе. Мы слышим то о том, что «запустили 2 спутника», то о том, что «все сочинские автобусы... красноярские такси... нижнетагильские скорые помощи... и т. п. будут оборудованы ГЛОНАСС». Но вообще непонятно, зачем и как это делается.

По сути внедрение ГЛОНАСС (точнее, навигации в более широком смысле) в экономические процессы способно изменить базовые характеристики этих процессов: сократить время прибытия скорой помощи к пациенту, повысить точность следования автобусов по маршруту, в конце концов сократить время передвижения по городу, уменьшить расходы на горюче-смазочные материалы и т. д. И оценка эффективности внедрения ГЛОНАСС должна вестись не по количеству фактов этих внедрений, как сейчас, а по конкретным цифрам повышения эффективности конкретных процессов, на что, собственно, внедрение спутниковой навигации и влияет.

ГЛОНАСС, к сожалению, уже давно перестал быть проектом экономическим, оброс политической, статусной составляющей. Важно внедрить ГЛОНАСС. Как и зачем? Такие вопросы обычно рассматриваются в последнюю очередь. Вроде бы ГЛОНАСС как-то худо-бедно работает: спутники летают (не все, но летают), приёмники есть (дорогие и некузявые, но есть), даже какое-то потребительское оборудование имеется (совершенно не конкурентное GPS, но есть). Так что насчет планов смотря с какой стороны смотреть.

В чем причины слабого успеха ГЛОНАСС, по крайней мере, у частных потребителей?

- Во-первых, это общий слабый уровень проникновения навигационных технологий в стране. С навигацией наше население знакомо в меньше степени, чем, скажем, в странах Западной Европы и США... Как следствие, мы имеем повсеместную безграмотность даже тех, кому ГЛОНАСС «внедрили» по указанию сверху, относительно того, что и как с этой навигацией делать.

Вторая глубинная причина заключается в том, что сам ГЛОНАСС не даёт ни потребителю, ни рынку ничего нового и оригинального, никаких новых функций, которых бы не давала американская система GPS. Если отбросить в сторону безусловно важный фактор государственной безопасности, то функционально ГЛОНАСС практически во всех отношениях эквивалентен GPS. Часто говорят о «повышении точности позиционирования в условиях ограниченной видимости спутников при работе с двумя системами ГЛОНАСС-GPS одновременно». Чисто теоретически использование двух систем может дать опредёленный выигрыш потребителю. Но в реальности этот небольшой «бонус» никак не может оправдать той жуткой разницы в характеристиках оборудования и, самое главное, в цене, которые имеют место для ГЛОНАСС и GPS.

Наконец, самая главная корневая причина «неуспеха» ГЛОНАСС остаётся в том, что у системы нет реального рынка, реальных коммерческих и потребительских внедрений. Он совершенно неконкурентоспособен на рынке, не востребован ни потребителем, ни коммерческим сектором. Всё остальное проблемы с наличием конкурентоспособных по техническим характеристикам и цене приёмников, потребительского оборудования и т. п. следствия указанных выше системных проблем.

- Глава Роскосмоса Анатолий Перминов предложил даже запретить на законодательном уровне ввоз в Россию автомобилей, в которых не предусмотрено использование ГЛОНАСС-навигатора. Насколько это вероятно и помогло бы производителям?

- Как выяснило моё небольшое расследование, ничего подобного Перминов не предлагал. По крайней мере, потом Роскосмос от этих слов своего руководителя всячески открещивался: не так поняли журналисты. Охотно верю. Если говорить о сути высказывания, то никакие запретительно-административные меры не смогут помочь ГЛОНАССу «расправить крылья». Только свободный рынок и открытая конкуренция. Более того, ряд запретительных мер в стиле «не пущать!» могут, как это ни парадоксально, навредить развитию технологий навигации в России.

Например, в России сейчас очень активно развиваются сервисы контроля дорожной ситуации (сервисы «пробок») второго поколения. То есть в сервисах информация о заторах генерируется самими участниками движения, которые передают её по каналам беспроводного интернета в автоматическом режиме на некий сервер. В Европе такие системы только начинают развиваться, там широкое распространение получили сервисы предыдущего поколения, которые для своего появления требовали серьёзных государственных и корпоративных инвестиций. У нас же сервисы развиваются исключительно коммерческими компаниями. Причём небольшими. Развитие этих сервисов базируется на усиливающимся распространении устройств навигации «с обратной связью», то есть с GSM-модемом. Если правительство, как обещает, введёт повышенные пошлины на ввоз GPS-устройств, то это прежде всего ударит именно по таким устройствам. Не самым дешёвым. Те, кто покупал устройство с GSM-модемом, будут покупать более дешёвые модели. Развитие сервисов остановится. И тот же ГЛОНАСС получит на одно применение меньше, чем могло бы быть, если бы GPS «не резали» так топорно. И это лишь один из примеров.

Я свято верю в то, что протекционизм и запретительные меры нужны и уместны. Но лишь в том случае, если внутренний рынок, отечественные производители способны хотя бы в ближнесрочной перспективе составить конкуренцию иностранным аналогам. В случае с ГЛОНАСС это не так. И протекционизм никак ГЛОНАССу не поможет.

- Заградительные пошлины способным простимулировать продажи ГЛОНАСС?

- Никоим образом. В лучшем случае ничего не поменяется. В худшем... Через год-другой больше половины мобильных телефонов будет иметь модуль GPS-навигации. Как предполагается «таможить» такие устройства? По повышенной пошлине? Тогда это приведёт росту цен на очень многие модели телефонов это бред! Если же телефоны пойдут по пониженной ставки и не будут считаться навигационным оборудованием с GPS, то дистрибуторы GPS-навигаторов, в которых есть GSM-модуль (то есть SIM-карта) будут декларировать их как телефоны. Формально имеют полное право все будет чётко и по закону. Но пошлина при этом будет обычная. Возможен еще способ, когда GPS-модуль стоимостью 10 будет ввозиться отдельно от устройства. За него будет платиться таможенная пошлина по «повышенной» ставке. А уже на месте его будут вкручивать в устройство, которое таковой пошлиной облагаться не будет. То есть, «повышенная пошлина» будет обойдена.

Если же правительству удастся «прикрыть» все такие «обходные» пути, то ГЛОНАССу это все равно не поможет. Скорее даже навредит. Сейчас простенький GPS-навигатор стоит 3-4 тысячи рублей. Более сл

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!