Логин: Пароль: Запомнить меня Забыли пароль?
Регистрация

Расплата за "Прогресс"

14 апреля 2012 -
Новость : Расплата за

Генеральная прокуратура настаивает на введении уголовной ответственности для работников коммерческих организаций за происшествия в космической сфере, если они причинили крупный ущерб. К подобному заключению в ведомстве пришли после окончания расследования произошедших в августе этого года аварий космического аппарата «Экспресс-АМ4» и корабля «Прогресс М 12М». Стоимость «Прогресса» оценивается в 650-700 млн. рублей. Новейший спутник «Экспресс» обошелся государству еще дороже: один размер страхового возмещения по нему составляет 7,5 млрд. рублей.

Напомним, 18 августа в расчетное время не вышел на связь «Экспресс-АМ4», запущенный с космодрома Байконур ракетой «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». И хотя старт и полет «Протона» прошли в соответствии с запланированной программой, в системе управления «Бриза-М» произошел сбой. В итоге «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчетную орбиту. А 24 августа с Байконура стартовала ракета-носитель «Союз-У» с «Прогрессом М 12М», который должен был доставить на МКС в том числе продукты, воду и оборудование. Однако космический грузовик упал над Горным Алтаем. Кроме этих ЧП весной после запуска был потерян аппарат военного назначения «Гео-ИК 2», а в конце прошлого года страна осталась без трех спутников, которые должны были войти в состав группировки «ГЛОНАСС».

По данным Генпрокуратуры, эти инциденты произошли из-за небрежности работников госпредприятий космической отрасли, подведомственных Роскосмосу, и «отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений». Надзорное ведомство уже внесло в адрес главы Роскосмоса Владимира Поповкина представление с предложением привлечь виновных к дисциплинарной и материальной ответственности и принять меры к взысканию причиненного ущерба государству с виновных юридических лиц.

Сторонники ответственности за космические ошибки приводят в качестве аргументов тот факт, что на этих авариях Россия теряет не только гигантские деньги, но, что гораздо серьезней престиж одной из ведущих космических держав. А во времена СССР, когда космическая промышленность полностью сформировалась, потери были сведены к минимуму, но если они происходили, то спрашивали за них гораздо жестче, чем сейчас.

Сейчас самое строгое наказание, которое грозит отдельному КБ или предприятию за космическую ошибку выговор руководству или увольнение отдельных работников.

Однако существует и другое мнение. Как утверждают специалисты, дело тут не только в человеческом факторе и безответственности руководства, а скорее в системных проблемах, с которыми столкнулась отечественная ракетно-промышленная отрасль. Например, оборудование, которое используется, было создано еще во времена СССР. И срок годности давно истек. «Мне кажется, пока не изменится отношение к отрасли на самом верху, причем реально, а не на словах, только тогда можно надеяться, что что-то изменится к лучшему. Пока я этого не ощущаю. А я в этой отрасли с 58-го года и знаю, как было тогда и как сейчас. На сегодня созданный нами задел прочности, по сути, исчерпан. Ничего нового не делают, оборудование старое, изношенное, все разваливается. Обидно даже. Когда мы «Плесецк» строили, в землянках спали, чтобы все запустить вовремя. А сейчас …», рассказал эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев.

Кроме того, очень остро стоит вопрос кадров. Вопрос кого наказывать вызывает недоумение в Роскосмосе. Сам Владимир Поповкин уже объяснял, выступая перед депутатами 7 октября, что «рубить головы с плеча» в космической отрасли не просто глупо, но и невозможно. «Вот с меня всё требуют: какие вы кадровые решения приняли? Но их тяжело принять — убрать-то легче всего, тяжело принять с точки зрения: а кого вместо него поставить? Там зачищено всё… У нас сегодня хотя средний возраст и уменьшился, вроде как красивая цифра — 41,5 год, но если разбить по годам, то получается, что порядка 45% — это люди шестидесяти лет и выше, остальные — это люди 30 лет, меньше сорока. И у нас получился как раз разрыв, это тоже последствия 90-х годов, когда молодые ребята, заканчивая вузы, просто не шли в отрасль, шли туда, где можно заработать, где можно выжить», – рассказал глава Роскосмоса.

В ракетно-космической отрасли на эту тему грустно иронизируют, мол, приманивали-приманивали молодежь «пряникам», только стали молодые специалисты приходить, а тут на тебе, уголовная ответственность, в ход пустили кнут.

Ирина Антонова
Источник:  segodnia.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!